воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Хамса "Вселенная" или талисман из другого мира.

Это было год назад. Через две недели после смерти мамы....


Последние 15 лет мы с ней жили вместе.
Ее смерть не была для меня неожиданностью. Она была тяжело больным человеком уже много лет, а в последние месяцы редко были часы, когда ей ничего не болело.  
Она была очень мужественным 
человеком, жаловалась только если уж совсем было невозможно было терпеть.  Была умной и доброй. Всегда мои дела  и дела семьи  были для нее более важными, чем ее собственные.  Она читала, смотрела хорошие передачи, ходила в клуб и потом рассказывала мне все новости. Можно было обсудить фильм или книжку. Ее любили все, кто с ней  был знаком, и родственники, и ее старые друзья,и новые подруги, которых она умудрилась завести в возрасте после 80 лет, и те, кто должен был за ней ухаживать и помогать.
Мы во всем очень хорошо понимали друг друга.

И вот ее нет ...уже две недели. Но жизнь должна была продолжаться. И по натуре я совсем не тот человек, для которого плохое настроение может быть  оправданием не работать. Я пыталась себя заставить. Сидела в мастерской, сидела за компом. Конкретные заказы как то выполняла. Но проекты, требующие  воображения, сосредоточенности,  не шли
абсолютно. Мысли были о другом. 
И тут случился этот заказ. Статуэтка Хамсы. Хамса - рука, охраняющяя от бед ,защита от зла.Статуэтка из серебра, высотой 15 см, выполненная в технике плетения из проволоки. С натуральным голубым сапфиром, оправленным в белое золото. Хамса предназначалась для подарка человеку, который желтое золото не любил, считал своим камнем сапфир, и, очевидно верил в обереги.
Кроме этих начальных условий, и бюджета,  все остальное – на мое усмотрение. 

Это не ювелирное украшение. Это - статуэтка , вещь другого назначения - она должна быть устойчивой, она должна смотреться со всех сторон, здесь нет изнанки. А самое главное – на все про все  есть один месяц.
До сих пор я работу такого уровня и такой сложности я делала только один раз. Серебряную сумочку для конкурса Lapidary journal. Она была продумана очень тщательно. Каждая часть была промоделирована. И заняла у меня эта сумочка ровно год.
Сейчас речь шла об одном месяце. Вместе с доставкой в другую страну. И надо было еще достать камень, сапфир - кабошон, как оказалось, довольно редкий. 
 Я бросилась в эту работу, не раздумывая. Понимала, что не взяться не могу. Потому что это уже буду не я.
Надо достать камень. Надежный поставщик драгоценных камней неделю не работает. У другого покупать не хочу.  Все на неделю откладывается.... Нет дизайна. Как продумывать дизайн без камня – это ведь центр статуэтки. А время идет. Я начала моделировать...

Съездила в Тель Авив, купила бусинки сапфиров, аквамаринов, золотую и серебряную проволоку. Сделала модель  из латуни, фрагменты, оплетенные проволокой с бусинами. В процессе моделирования первоначальная идея как то трансформировалась, упростилась.
Эта работа захватила меня полностью.Я перестала спать по ночам. Всегда, в процессе работы я сомневаюсь – хорошо ли выходит. Нравится ли мне то, что я делаю. Толку от этих сомнений – никакого. Это только задерживает работу. И я запретила себе останавливаться посередине. Работа была распланирована буквально по часам. Я спала не более 4 часов  в сутки, отказалась брать мою любимую внучку, Сиванку. Отменила приезд дочки с внуками. Перестала ездить по утрам на море. В общем, как выразился Аврам, –совершенно сошла с рельс.
Абсолютно ни о чем, кроме этой работы я думать  не могла. Но и про то, что мамы уже нет я почти не вспоминала. Я перестала думать о маме. Вернее, нет. Не перестала. Потому что была у меня какая то уверенность – неспроста это. Не случайно такой заказ, по существу -первый для меня заказ такого масштаба, случился именно сейчас. Через две недели после ее смерти. Это она мне его послала. Знала, что тяжело мне будет. Знала, что в работе я забываю все. Вот и послала.
Острое чувство потери как то отошло, для него просто не было времени.
Клиентка должна была получить статуэтку к назначенному сроку. А ведь есть еще почта… Даже самая срочная доставка проходит таможню, а это может занять несколько дней. Я решила, что сама полечу отвезти статуэтку.
За день до конечной даты Хамса была закончена. Серебряный каркас, в центре золотая спираль с родиумным покрытием, проволочная оплетка с десятками бусинок, золотых и серебряных, натуральных сапфиров и аквамаринов . Как  мириады звезд и планет. А спираль в центре – это водовороты и смерчи, а может -молекула ДНК или  другие галактики
Хамса под названием Вселенная

Договорилась со знакомым мастером фотографии Виталием Кардашовым о фотосессии в последний вечер перед поездкой. Два часа выставляли свет, делали пробные снимки, меняли ракурс. Я в действительности убедилась в справедливости фразы, услышанной когда то и принятой мною за преувеличение. Сделать хорошую фотографию не менее трудно, чем сделать хорошую ювелирку. Но Виталий сделал. 
И это фото – в начале статьи -главное оставшееся воспоминание от этого месяца моей жизни, месяца после смерти мамы, от работы, в которой я выложилась, как никогда, и которая тогда спасла меня от тоски и депрессии.

Ведь ничего в нашей жизни не происходит случайно?

А я и раньше всегда в это верила...


Моя мама. Месяц до смерти.


3 комментария:

Levas Kovarskis комментирует...

Рад за тебя, Лика. И статуэтка красивая и мама живёт у тебя в душе, с тобой рядом. Держись.

Элла комментирует...

Лика, ты - настоящий мастер! Такой, которым можно стать, собрав воедино талант, волю и непреодолимую тягу к работе. К такой работе, которая пришла к тебе, как дар судьбы. И ты достойно приняла этот дар.
Конечно, это твои чудесные родители вдохнула в тебя такую силу и целеустремленность, талант и доброту.
Твоя мама была для меня очень близким человеком... и эти чувства я унаследовала от своей мамы, для которой не было человека ближе, чем Сонечка.

...И пусть впереди у тебя будет много интересных проектов и творческих удач!

Christian Moro комментирует...

Хамса совершенно фантастического звучания - действительно Вселенная... Даже на фото завораживает...